Saturday, January 19, 2013

Бои На Халхин-Голе 1939 Года (Халхин-Гол)


11 мая 1939 года части 23-й японской пехотной дивизии устремились в глубь территории Монголии в направлении реки Халхин-Гол. Командир 57 корпуса комдив Н.В.Фекленко В этом районе им противостоял только полк монгольской кавалерии. По договору от 12 марта 1936 года Советский Союз обязался защищать территорию МНР как свою собственную. С этой целью в Монголии находился 57-й особый корпус Красной Армии (12,5 тыс. человек, 109 орудий, 186 танков, 266 бронеавтомобилей, 82 самолёта), но в районе конфликта советских войск не было. В спешном порядке удалось собрать и перебросить на автомобилях к месту боёв батальон пехоты, роту сапёров и несколько артиллерийских батарей. Этим войскам пришлось занять оборону у сопки Номонхан-Бурд-Обо, озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол и сдерживать первый натиск наступающего противника.

К началу боевых действий советская авиация в Монголии была представлена 100-й смешанной авиабригадой (70 иап, 150 сап). Вскоре из Забайкалья была переброшена 23-я авиабригада (38 сбап, 22 иап). В конце мая начались первые воздушные бои, показавшие превосходство японской авиации. Этому способствовала и то обстоятельство, что буквально накануне отправки в Монголию было репрессировано всё рукводство 22 иап (включая командиров эскадрилий). 29 мая в Монголию была направлена группа опытных лётчиков: испывтателей и участников боёв в Испании и Китае во главе с заместителем начальника ВВС РККА Я.М.Смушкевичем. батальонный комиссар М.А.Ююкин Уже в июне обстановка в воздухе изменилась коренным образом. Противник начал нести крупные потери. 22 июня состоялся состоялся крупнейший воздушный бой того времени. 120 японских самолётов встретились в воздухе с 95 советскими истребителями. Бой продолжался 2,5 часа. Японцы потеряли 31 самолёт, наша авиация - 11. 27 июня японцам в последний раз удалось достичь крупного успеха - сбить 17 самолётов и ещё 2 уничтожить на земле, потеряв 6 своих. В последующих боях победа неизменно доставалась советским пилотам. 5 августа 1939 года батальоннный комиссар М.А.Ююкин впервые в истории отечественной авиации совершил таран наземной цели (его сослуживцем был Н.Ф.Гастелло, совершивший аналогичный подвиг в начале Великой Отечественной войны).

No comments: